НОВОСТИ


Из истории свято-троицкого собора саратовская область

К. КОПЕЙКИН
 Время построения первой православной церкви в Малыковке, основанной в вотчине московского Новоспасского монастыря в конце XVII столетия, можно определить только приблизительно. По завершении Смутного времени, начиная с 1612 года и до конца столетия, почти все новопостроенные храмы освящались в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой в сознании народа неразрывно связывалось освобождение Москвы от поляков и литовцев, избрание на царство Михаила Романова, восстановление порядка и законной власти.
В честь Казанской иконы был освящен и храм первого Богородицкого монастыря, основанного в перенесенном на правый берег Волги Саратове. Первый храм Малыковки был также освящен в честь чтимой всем русским народом святыни.
Эта деревянная Казанская церковь располагалась на главной площади села, которое стремительно росло и богатело за счет неоскудевающих рыбных запасов великой русской реки.
В 1746 году мальковцы приступили к сооружению первого каменного Иоанно-Предтеченского храма, получив благословение Казанского епископа Луки, в ведении которого в то время находилась северная часть будущей Саратовской епархии.
Великий русский поэт Г.Р. Державин, явившийся в Малыковку в 1773 году для поимки разбойника Пугачева (уже однажды здесь пойманного, но, по извечному российскому разгильдяйству, упущенного), насчитал в богатом селе уже семь православных церквей.
В 1780 году милостивым соизволением императрицы Екатерины Великой Саратов стал центром новоучрежденного наместничества, а Малыковка была переименована в Волгск и объявлена городом.
Положение города обязывало ко многому и, прежде всего, к благородному и внушительному виду. Одного каменного собора для уездного города было маловато. «В давних годах построенная» Казанская церковь совсем обветшала и никак не соответствовала ни красоте окруженной великолепными особняками площади, ни положению все более богатевших волгских купцов. И хотя все они в веротерпимый век Екатерины были старообрядцами, в 1793 году градская дума приняла решение строить новый каменный православный храм.
В 1793 году Казанская церковь была разобрана, а уже в 1806 году начались богослужения в Троицкой церкви, один из приделов которой в память первого храма города был освящен в честь Казанской иконы.
С 1809 до 1844 гг., когда был освящен новый Иоанно-Предтеченский храм, Троицкая церковь было городским собором. Это название «старого собора» сохранилось за ней на долгие годы.
Троицкая церковь строилась в основном на средства Василия Алексеевича Злобина, бывшего в то время одним из самых богатых людей России. Ее архитектура, выдержанная в стиле строгого классицизма, вполне отразила безупречный вкус винного откупщика. Колокольня Троицкой церкви была построена значительно позднее и не во всем соответствовала основному зданию храма.
Просторный храм имел три алтаря. Помимо главного, освященного во имя Живоначальной Троицы, и южного – Казанского, был и северный придел – во имя трех московских святителей: Петра, Алексея и Ионы. Стоит отметить, что собор мог вместить до двух тысяч прихожан. Для Вольска, бывшего в то время скорее большим селом, чем городом, это больше походило на фантастику. В конце XIX столетия в штате старого собора состояли два священника, диакон и два псаломщика. Духовенство не имело установленного жалованья и перебивалось требами.
Вольские старообрядцы, принимавшие горячее участие в строительстве Троицкого собора, долгое время продолжали считать его своим храмом и очень обижались, когда духовенство господствующей Церкви пыталось обойти их в благоукрашении храма. Свидетельством тому служит обращение их в городскую думу, относящееся к 1827 году, когда преосвященный Ирней (Нестерович) решил расписать стены Троицкого собора.
Более двадцати лет, в 70 – 90-е гг. XIX столетия, старостой Троицкой церкви был купец Яков Тихонович Буров.
В начале ХХ столетия многое для обустройства и ремонта Троицкой церкви было сделано ее настоятелями: священниками Николаем Кассандровым и Василием Тодорцевым, а также старостами П.Е. Бегуновым и Т.Д. Бельским.
С 1877 года при Троицком храме действовало церковно-приходское попечительство, а в 1891 году открылась двуклассная церковно-приходская школа, в которой в 1912 году обучались 69 мальчиков и 52 девочки. С 1905 года она размещалась в специально выстроенном для нее деревянном доме. При церкви имелась библиотека, насчитывающая в том же 1912 году 56 томов. В рапорте Вольскому благочинному протоиерею А.Н. Дубровскому настоятель Троицкой церкви священник Василий Тодорцев писал о деятельности кружка ревнителей Православия в 1915 году следующее: «Кружок состоял из 12 членов совета, 27 учредителей и 157 ревнителей: 70 мужчин и 87 женщин… Для собрания ревнителей Православия в 1915 году советом кружка установлено было точное время – 6 часов вечера в воскресные дни в церковно-приходской школе, за исключением летних рабочих месяцев. В школе проводились чтения и беседы, изучение молитв, исправление молитв, заученных дома со слов с искажением слов и выражений. Чтения, беседы и изучение молитв чередовались с пением общеупотребительных молитв и священных церковных песнопений. В церкви за богослужениями в праздничные и воскресные дни… под руководством священника, диакона и псаломщиков с участием лиц из кружка ревнителей продолжалось развитие и введение общего пения. За Всенощным бдением общим приемом исполнялись прошения великой, просительной и сугубой ектеньи, «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево, радуйся», «Воскресение Христово видевшее», «Взбранной воеводе». За литургией, кроме «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», исполняли «Трисвятое», «Отче наш», «Верую», «Достойно есть».
… Крайне бедным прихожанам было выдано 22 Евангелия совершенно бесплатно в полную собственность с убеждением по желанию и благоприятных материальных условиях оплатить их стоимость с той целью, чтобы внесенные деньги были употреблены на покупку новых книг для раздачи…
… Для более усиленного распространения брошюр и листков религиозно-нравственного, противораскольнического и противосектантского содержания избрана была вдова чиновника А.Г. Золотарева… Ей была поручена раздача и продажа листков, брошюр, крестиков, священных картин и святых иконок под руководством и наблюдением приходских священников… Для наблюдения за появлением в приходе каких-либо лжеучителей и для своевременного обнаружения среди прихожан лиц, заразившихся каким-либо ложным учением, колеблющихся и сомневающихся в истинах веры или обрядах Православной Церкви приход разделен по районам с поручением каждого отдельному лицу из кружка ревнителей, которое во всех нужных случаях сообщало необходимые сведения приходским священникам. Такими лицами состояли вольские мещане: Григорий Гусев, Михаил Молчанов, Павел Ермолов, Федор Полежаев… Кружок ревнителей благотворительную деятельность свою проявлял в изыскании средств и оказании помощи семействам, оставшимся после лиц, взятых на войну…»
29 июня 1915 года при Троицкой церкви открылось православное сестричество, занимавшееся, в основном благоукрашением храма, благотворительностью, уходом за больными и раненными воинами. На рапороте благочинного об открытии сестричества Преосвященный Палладий (Добронравов), епископ Саратовский и Вольский, написал следующее пожелание: «Желаю от всего сердца, чтобы сестричество широко развило свою благую деятельность на пользу прихода».
В послереволюционное время старый собор твердо хранил верность законной церковной власти. Хотя небесталанные обновленческие епископы Вольска смогли прибрать к рукам кафедральный собор и некоторые другие храмы города, Троицкая церковь очень недолго была обновленческой. Немалая заслуга в этом принадлежит ее последним настоятелям: протоиереям Василию Тодорцеву, Николаю Кассандрову, Николаю Позднееву. Очень много для разоблачения обновленчества сделали викарные Вольские епископы Петр (Соколов), Григорий (Козырев), Георгий (Садковский).
Одним из последних настоятелей храма был архимандрит Иоанниий (Попов), бывший в 1931 – 1933 гг. епископом Вольским, викарием Саратовской епархии.
В конце 20-х годов здесь служил молодой диакон Борис Вике, вернувшийся в Саратов епископом в 1947 году и очень много сделавший для восстановления церковной жизни в Саратовской епархии.
Троицкий собор разделил судьбу других православных и старообрядческих храмов Вольска. Все 23 церкви города к концу 30-х годов были закрыты и разрушены. Дыра, образовавшаяся на месте Троицкого собора, была спешно прикрыта сквером, в центре которого, точнехонько на месте св. алтаря, водрузили памятник «вождю мирового пролетариата».
Желание восстановить Троицкую церковь приобрело реальные очертания в 1997 г. Православная общественность города горячо обсуждала возможность строительства. Трудами известного вольского благотворителя Сергея Ивановича Опрышко были проведены изыскательские работы на месте разрушенного храма, сделан проект его восстановления, одобренный покойным Саратовским владыкой Александром (Тимофеевым). Идея была поддержана руководителем администрации города С.В. Латановым. Однако сопротивление благому начинанию все еще мешает приступить к работе. На протяжении шести лет верующие Вольска ежедневно в стужу и зной, под проливным дождем и безжалостным ветром читают акафист Живоначальной Троице на месте бывшего и будущего храма.
И хотя безблагодатная статуя все еще продолжает безобразить Вольск, бывший до эпохи исторического материализма красивейшим городом Среднего Поволжья, надежда на восстановление исторической справедливости не умирает.
&n