СТАТЬИ


культура

Борис Глубоков
ДЕТИЩЕ БУРМИСТРОВА
Выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова и московского литинститута имени Горького, член Союза писателей России Александр Бурмистров десятилетия является ключевой фигурой культурной жизни Покровска-Энгельса. Журналистская стезя, связавшая нас в начале 90-х работой в одной из саратовских газет, переросла в дружбу. Сильная личность, талантливый руководитель, Бурмистров при этом –необычайно светлый, добрый человек. Такое сочетание душевных качеств привлекает к нему одарённых людей разных возрастов с разным диапазоном взглядов на мир. Возглавляемая им «Новая газета» изобилует литературными публикациями. Например, были тут мемуары о Шнитке, об экипаже подводной лодке, про которую американцы сняли фильм, рассказы о домашних неподцензурных литклубах. Благодаря бурмистровскому изданию ряд покровчан объединились в литклуб, названный футуристично клубом покровских гениев.
Издание «Новой газетой» и этим клубом литературно-художественного альманаха «Другой берег» можно рассматривать как сугубо личный творческий проект Бурмистрова: настолько широко его обаяние и влияние на покровскую литературную среду. В первый выпуск альманаха включён его конкурсный рассказ «Сосед сверху» (конкурс Энгельсского музея краеведения 2007г) и повесть «Прости нас, дерево». Изумительный литературный вкус этих произведений очевиден.
Другое дело – литературный опыт сотрудника «Новой газеты», выпускника саратовского технологического университета Дениса Маркелова под названием «Белый старик». От него исходит «дерьмократический» душок перестроечных ниспровергателей: «Старик смотрел на людей. Они шли любоваться Волгой, махали руками летающим над водой чайкам – а он всё стоял, боясь сойти с трибуны даже ночью (…). Старику могли проломить камнем голову где-нибудь в тёмном переулке, а его родную трибуну испоганить. «Стоит уйти, как здесь обязательно набросают окурков и нассут!» - сокрушался он». Готического в рассказе – с гулькин хвост. Подобные слёзки – в эротическом стихоплётстве другой сотрудницы той же газеты Евгении Троянской. По нагромождённой лабуде ей в альманахе нет соперников. Тут блекнет бывший кочегар и домохозяин с пятнадцатилетним стажем Алексей Тульский, опубликовавший текст «Путин на пенсии. 7 марта 2014 года. Текст-игра для лиц М-слоя», и таксист Юрий Шпаков, чьё произведение «Из жизни ночного города» тянет разве что на сборники центра народного творчества. Так что, прочитав «Другой берег», осознал, что половина его – добротный графоманский мусор.
На таком фоне выделяются не только тексты самого Бурмистрова, но и очень добрый, чуть лукавый – чуть забавный рассказ дворника, сторожа и художника Алексея Васильева «Покровский ковчег».
Рассказ члена Международного сообщества писательских союзов (Москва) Веры Львовой можно отнести к традиционному для русской классики жанру сентиментальной прозы, даже к святочным рассказам. «Явно это были следы от сигарет, которые тушили об его живот. Саня горько рыдает, размазывая слёзы по щекам. Не выдержав, я плачу вместе с ним. Торопливо убирая слёзы с глаз, он мне доверительно шепчет:
- Никому не говори. Это большие мальчики заставляли меня курить, а я отказывался. И тогда я сказал им, что только дураки курят сигареты, они же невкусные! И хотел дать вкусных конфет. А они рассердились. Новенькие брючки порезали и больно сделали на животике». Вера Львова свой рассказ «Злые» посвятила человеку с синдромом Дауна. Судьба его была печальна, но слёзы, наворачивающиеся от прочтения текста, светлы, ибо душа была ангельской.
«Пастор для Шпацендорфа» Пауля Рау – этнографа и археолога, замученного коммунистами, был опубликован три года назад в сборнике научных трудов Энгельсского музея краеведения «Наследие и региональные исследования. Выпуск 7». Повторное включение этой шванки (немецкой поволжской побасенки-былички) в «Другой берег» добавило альманаху весомости. С другой стороны, неявно: чем же представляется альманах? Полигоном для «покровских гениев» либо солидным приодическим изданием? Такой вот вышел «Парнас дыбом»! Что хочешь, делай: хоть умились, хоть «караул» кричи…
В России вечные проблемы:
Монголы, голод, демократ;
Кто жопу рвёт, кто режет вены,
Иные с чувством говорят.
Но пара стройных ног в России
Не чаще честного судьи.
Вот я сижу такой красивый –
Кручу мозги на бигуди.
Рядом – подборка поэта Николая Ульяновича Фёдорова, почётного гражданина Энгельса, прославившегося стихами о Великой Отечественной войне, о Сербии, «Думой об автомате». Вот строки из его песни «У излуки реки голубой»:
Мы у главной российской дороги,
Неразлучные с русской судьбой.
Вздыблен дамбою берег отлогий,
Гладит камни прозрачный прибой.
 
Новый мост, как летящая птица,
Взмыл над Волгой на крыльях тугих,
Чтоб нам смело и к жизни стремиться,
И бороться за счастье других.
Хочется, чтобы Бурмистров публиковал произведения тех, кто хочет бороться за счастье других, как Фёдоров и Львова, кто наделён при этом литературным даром. Пусть альманах станет тоньше, меньше по формату, но несёт подлинную литературу, а не фиглярские экзерсисы мужичков, «крутящих мозги на бигуди». Пока же с нетерпением жду второго выпуска: может, альманах окрепнет?
 
ФИЛЬМ ОБ ОСОБЕННЫХ ДЕТЯХ
Директором продюсерского центра «Вера и К» Верой Ивановной Львовой в помещении бывшего банка на углу Белоглинской и Вольской продемонстрирован на прошлой неделе фильм «Человек – часть материка», снятый Львовой с оператором Георгием Кобелевым.
Его герои – Саша Галиуллин, Ольга Фёдорова, воспитанники школы-интерната №4 Энгельса. Это – уже семнадцатый фильм Львовой. Он поднимает проблему детей с врождёнными заболеваниями – их положение в обществе, взгляд на них профессиональных педагогов и воспитателей, соседей-обывателей. Трогателен подросток-олигофрен, сделавший аппликацию из ткани – цветочек для мамы, трогательны беседы Львовой с детьми о Боге, кадры покровского Троицкого собора.
В дискуссии о фильме участвовали технический директор «Газфинанса» Михаил Ганзин и глава правозащитного общества «Солидарность» Александр Никитин.
 
ДИНАСТИЯ В МУЗЕЕ
В Радищевском музее открылась выставка «Следуя велению сердца», представляющая творчество питерских художников Ксении Клементьевой, Константина Гущина и Александра Гущина.
Все трое связаны родственными узами. Константин Гущин – племянник Клементьевой, а Александр Гущин – его сын. Их предки связаны с нашим городом. Дед Клементьевой – Дыбов был общественным деятелем на ниве образования, возглавлял попечительский совет Радищевского музея. Его сын был членом СУАК. Родившаяся в 1896 году, Клементьева зарисовала имеющийся на выставке дореволюционный вид саратовского берега. Профессиональное образование она получала в Петербурге, а после большевистского переворота – в саратовских высших свободных технических мастерских у знаменитого Савинова. Затем была работа в «Окнах РОСТА» в Тифлисе (представлен вид города с Куры). Она входила в один творческий круг с Хлебниковым, Кручёныхом и Городецким. На выставке представлены её иллюстрации к Пушкину и повести Додж «Серебряные коньки». Великолепны работы в жанре «ню».
Ксения Александровна Клементьева участвовала более чем в 180-и выставках, в том числе за рубежом – в Англии, США, Бельгии, Финляндии, Италии, Болгарии, Китае, Германии.
Как художник, Кирилл Александрович Гущин сформировался в 60-е. Его тематические циклы о Суздале и Владимире отражают тот «суровый» стиль отечественного искусства. Сын его, Александр Гущин, вдохновлён Петербургом. По манере его картины – наследники традиции «диких», или фовистов Брака, Дерена, Утрилло, Дельво и в то же время они – сугубо индивидуальны. Эксперимент в них не довлеет, а графические листы из журнала Санкт-Петербургского университета – просто-таки шедевр. Их манера напоминает детские иллюстрации Трауготт и, конечно же, «Чижа и Ежа» со стихами Олейникова и Хармса. Просмотр питерской выставки необыкновенно обогащает, будит фантазию, вызывает уважение к корням: так много в витринах семейных фотодокументов-реликвий.