СТАТЬИ


Касьянов выступил против Путина

Два прямо противоположных заявления сделали на этой неделе президент и премьер. Один обещал перевести расчеты по нефти в России с долларов на евро, другой сказал, что не будет этого.
 
            В минувший вторник в ходе саммита в Екатеринбурге Владимир Путин согласился с предложением канцлера ФРГ Герхарда Шредера перевести расчеты по нефти в России на евро. Обещание Путина тут же подтвердил на заседании «Энергодиалог Россия–ЕС» и вице-премьер Виктор Христенко.
Эти заявления немало встревожили не только нефтяные круги, но и финансовые: перевод расчетов за российскою нефть в евро – это угроза стабильности американской валюты. ОПЕК, кстати, неоднократно заявлял, что все расчеты по нефти ведет и будет вести только в долларах.
Но уже в пятницу премьер-министр Михаил Касьянов сделал заявление, прямо противоположное президентскому: он сказал, что правительство не будет рассматривать вопрос о переводе расчетов за нефть из долларов на евро. «Никаких административных решений здесь не может быть, все определяется рынком, – подчеркнул премьер-министр. – Если у участников нефтяного рынка возникнет потребность в переходе на другую валюту, они решат этот вопрос сами». Иными словам, правительство оставляет вопрос о валюте расчетов на усмотрение нефтяных компаний.
В одной из них – нефтяной компании ТНК-БП – рассказали, что вопрос о переходе на евро вообще пока не рассматривают: «В дальнейшем все будет зависеть от поведения евро. Если эта валюта действительно укрепится, может быть, мы на нее и перейдем. Но пока явной тенденции к укреплению евро мы не видим».
А вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил по этому поводу информационным агентствам, что в случае перехода на расчеты в евро его компания понесет незначительные потери: «Если государство решит это сделать, то мы поддержим эту инициативу», – сказал он и добавил, что компания готова перейти на евро, если Россия войдет в единое визовое пространство с Европой.
Однако независимые аналитики, напротив, считают, что переход на евро был бы серьезным ударом по нефтяным компаниям: «Российские экспортеры торгуют нефтью за доллары и не заинтересованы в переходе на другую валюту, потому что это приведет к значительным потерям», – сказал нефтяной аналитик компании «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров.
Что же до заявления Путина, то его Нестеров считает исключительно политическим: «Германия, как и вся Европа, заинтересована в укреплении евро, а Россия, в свою очередь, заинтересована в хороших отношениях с Европой. Однако нефть продается за доллары уже около 150 лет. Доллар, конечно, в последнее время немного ослабел, но говорить о его гибели так же преждевременно, как и о том, что главной мировой валютой станет евро».